Зачем смотреть сериалы? От повестки к изобретению норм
--:-- 26 февраля +1°C Москва
USD 65,51 EUR 71,24 Нефть Brent 54,95

Зачем смотреть сериалы? От повестки к изобретению норм

Сериалы смотрят все. Некоторые скрывают это постыдное удовольствие, другие, напротив, смотрят жадно, набрасываясь на каждое более или менее популярное шоу. За сериалами охотятся в надежде не упустить культовые новинки. Сериалы пересматривают, чтобы вспомнить какие-то знаковые события собственной жизни, подсмотреть за коллизиями других. По степени популярности сериалы затмевают блокбастеры и голливудскую классику.

Но почему мы готовы тратить время на периодическое «залипание» в сериалы? Почему нервничаем, когда не успеваем посмотреть новый эпизод, расстраиваемся, если кто-то публикует спойлеры и с удовольствием разговариваем фразами любимых героев, разбирая их на мемы? Как так получается, что еще вчера вполне прогрессивные сериалы превращаются в «пыльные вчерашки», в морально устаревший гимн стереотипам? И насколько сериалы в действительности могут служить задачам установления новых социальных и культурных норм?

Наши лекции будут построены как путешествие по культовым сериалам с самыми разными сюжетами. Мы пройдемся по историями, рассказанным в «Сексе в большом городе» и «Девчонках», «Докторе Хаусе» и «Во все тяжкие», «Удивительной миссис Мейзел», «Чокнутой бывшей», «Игре престолов», «Викингах», «Острых козырьках», «Больнице Никербокер», «Чернобыле» и многих других образчиках жанра. Наша цель – не представить историю развития сериальной индустрии или описать, как изменялась работа шоураннеров. Мы постараемся понять, зачем мы смотрим сериалы и почему эта привычка — или страсть — имеет большое значение для культурной жизни современного человека.

Расписание:
06.02.2020г.
Лекция №1. «Краткая история сериалов, или Что изменилось в XXI веке?»
Со времен изобретения термина «мыльная опера» прошел почти век, и за это время производство сериальной продукции сильно изменилось. Спустя время экраны завоевывали ситкомы, процедуралы, наконец, развился жанр веб-вериалов. Последние 20 лет можно считать временем расцвета индустрии: мало того, что сериал как форма оказался рабочим для любого медиума и площадки (сериалы в Instagram — уже далеко не новость), так и тематика того или иного продукта может быть фактически какой угодно. На чем содержательно фокусировались сериалы «тогда» и «теперь»? С какого момента можно отсчитывать появление современных сериалов? И почему сегодня сериалам легче стать «культовыми», нежели «популярными»? Есть ли в этом заслуга только индустрии или сообщества зрителей тоже?

13.02.2020г.
Лекция №2. «Сериал как история: сюжеты и герои»
Любой сериал — это текст, который можно прочитать. Любой эпизод — это история, нарратив, существующий по своим правилам, которые можно разгадать. Любой герой — как действующее лицо со своими функциями — это квинтэссенция культурных норм, причем родом из разных контекстов и эпох. Какие же существуют подходы для дешифровки историй, рассказываемых сериалами? И можно ли, вспомнив о классической методологии структурализма и нарратологии, утверждать, что сериалы — новый фольклор? А потому ограничены каким-то закономерным репертуаром и устройством?

20.02.2020г.
Лекция №3. «Культовый сериал, или О чем наши мифы сегодня?»
Если сериал не современный фольклор, то миф точно. Великие антропологи прошлого убедительно доказывали, что миф для того, кто в него верит, становится истиной и правдой жизни. Судя по тому, как некоторые шоураннеры с удовольствием принимают на себя роль диагностов и стараются иносказательно указать обществу на существующие проблемы, в индустрии существует представление о способности сериала не просто отражать жизнь по ту сторону экрана. Сериал – это мимесис самой жизни, ее миф, а, значит, ее реальность. Как же выглядит наша повседневность, ее страхи и радости, боль и наслаждение в зеркале современных сериалов?

27.02.2020г.
Лекция №4. «Новые повестки: сериал как производство нормы»
Сериалы подчас оказываются чуть ли не единственным способом на уровне массовой культуры поговорить об актуальных и сложных проблемах: ментальных состояниях, аддикциях, взрослении, моральных дилеммах, которые делают из добропорядочных граждан преступников. При этом сериалы не просто озвучивают наличие проблемы. Они могут как легитимировать ее существование (и, соответственно, дестигматизировать тех, кто с ней сталкивается), так и способствовать нарастанию стереотипов. Так косвенно сериальная культура может работать на укрепление позиций тех или иных повесток. Но могут ли сериалы диктовать нормы – культурные, социальные, поведенческие? Могут ли они производить такие высказывания, которые будут восприниматься как руководство к действию — прямо или опосредованно?

05.03.2020г.
Лекция №5. «Новые формы сериальной культуры: между онлайн-кинотеатром и web series»
То, что называется «телесериалом», уже давно таковым не является. Просто потому, что телевидение уступило место онлайн–кинотеатрам, а то и просто социальным сетям, где запросто можно смотреть сериалы на самые сензитивные темы. Насколько перестраивается производство сериалов в связи с переходом в онлайн пространство? Становятся ли они трансмедийными, а, значит, более влиятельными нарративами? Как меняется роль зрителя в условиях дигитализации сериалов? Имеем ли мы теперь больше прав на высказывание и трансформацию итогового нарратива?

О лекторе:
Оксана Мороз — культуролог. Доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Автор более 50 научных статей, научный редактор книги «Язык новых медиа» Льва Мановича. Креативный директор Фонда Егора Гайдара. Автор «Блога злобного культуролога». Постоянный эксперт радиопередач (Маяк, Серебряный Дождь), ТВ-шоу (телеканал «Культура», Радио Свобода). Научный консультант гида «Исследования смерти» и автор курса «Культурные практики цифровой среды» для научно-популярного онлайн издания Постнаука. Автор популярных курсов для Культурного центра ЗИЛ, культурно-просветительского проекта «Архэ» и популярных лекций, прочитанных для публичных площадок Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Казани, Тюмени, Перми.

Лекции пройдут в рамках проекта «Манеж. Просвещение», совместно со шведской компанией Storytel.

Стоимость: разовое посещение – 300 руб., для льготной категории граждан – 225 руб., абонемент на 5 лекций – 1000 руб.

#манежпросвещение
#оксанамороз
#storytel

Билеты можно приобрести в кассе Гостиного двора и на сайте:
Разовые билеты: https://www.primepass.ru/widget/v2/spot/546/event/6609/
Абонемент: https://www.primepass.ru/widget/v2/spot/546/event/6610/




сегодня26 февраля среда

Детали

Начало: 6 февраля
Окончание: 5 марта
Мероприятие Categories: ,
Сайт: Перейти на сайт события
Просмотров:

Место

Гостиный Двор

ул. Ильинка, д.4
Москва, Российская Федерация

+ Карта Google

№ телефона:

+7 495 698-12-02

Сайт

Обязательно напиши комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *