В отличие от коллег, открывших двери своих театров в тот год, для первой, манифестационной постановки режиссер Анатолий Васильев взял не Горького и даже не Чехова — сезон в «Школе драматического искусства» был открыт спектаклем по пьесе итальянского драматурга Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Лауреат Нобелевской премии по литературе, Луиджи Пиранделло был отмечен жюри комитета как творчески смелый человек. Видимо, смелость автора и покорила Васильева, ведь на протяжении всей своей карьеры он стремился к тому же.
Пройдя путь от постановщика МХАТ и работы со «старой гвардией» артистов до режиссера Театра на Таганке, где артист поставил «Серсо», признанную лучшим спектаклем сезона-1985, Васильев созрел для создания собственного проекта — импровизационного, лабораторного, брехтовского. В противовес более авторитетному в России традиционному, психологическому театру. Потому свое детище режиссер предпочел назвать «школой», иначе — лабораторией, то есть местом, где важен, скорее, процесс — с возможностью постоянно искать и экспериментировать. Сам Васильев убежден: при создании спектакля нужно отталкиваться не от конкретного произведения, пьесы, а от темы. Нащупав тему, актеры делают «множество никому не нужных» этюдов, и только потом, потратив кучу времени, они способны создать нечто большее.
В театре работает несколько лабораторий под руководством разных мастеров, каждый из которых является носителем собственной театральной идеи. Так, с актерами занимаются Дмитрий Крымов, как-то поставивший для «Школы» спектакль без слов по сказкам Афанасьева, Константин Мишин, рассматривающий тело как сосуд… провокаций, а также режиссер Игорь Яцко.
Театр «Школа драматического искусства» расположен в здании на Сретенке, построенном специально для труппы и спроектированном, кстати, самим же Васильевым. Строительство и ремонт продолжались почти 15 лет — коллектив смог заехать в свой новый дом лишь в 2001-м. Зато теперь у них есть две сцены — «Глобус», названная так по аналогии со знаменитым шекспировским театром в Лондоне, и «Манеж».
Архитектура здания отразила творческие принципы работы театра: здесь — особая система освещения залов, трансформирующиеся сцены, фойе, стеклянный шатер (над «Глобусом») и зрительские балконы, периодически служащие в качестве игровых площадок.
Набор авторов театра — самый неожиданный: для постановок берутся как произведения отечественных классиков XIX века (безусловно, Чехова и Булгакова), а также поэтов Серебряного века и зарубежных авторов, современных и не очень.
Каждый год на базе «Школы» проводится фестиваль «Три ступени лаборатории», где зрителям представляют результаты последних театральных экспериментов. В 2015 году фестиваль был посвящен синтезу трех единств — драматического, пластического и музыкального.